вторник, 16 февраля 2016 г.

Проектная технология как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ


Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей. Для решения этой задачи я активно использую проектную технологию.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к образовательной деятельности. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта, деятельность людей разных профессий, экспонаты музея и т. д.) Сегодня традиционное образование дополняется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующих решению данного вопроса, является проектный метод с использованием презентаций. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности. Проектный метод - это одно из приоритетных направлений современной системы образования, где важной задачей является формирование творческой личности, направленной на самостоятельный поиск нового, решение проблем в нестандартной ситуации. Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Структура проекта включает: • Насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т.д.); • Активизацию прошлого опыта детей и включение их в продуквтиную, исследовательскую, творческую деятельность (беседы, драматизации, изодеятельность, экспериментирование и т.д.); • Активное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях). Прежде, чем приступить к использованию проектного метода в деятельности дошкольного учреждения, с педагогами необходимо провести методическую работу по ознакомлению их с инновационной технологией. В нашем ДОУ были проведены консультации и семинары на тему «Проектный метод развивающего обучения дошкольников», «Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении», педагогам были предложены памятки по созданию проектов. Проекты, которые реализуются педагогами в основном носят информационно-исследовательский характер. А так как, в детском саду проекты могут быть только взросло-детскими (семейный проект или проект группы). В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты дошкольного учреждения. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, подбор игр, конкурсов, презентаций, которые раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в образовательный процесс, что, естественно отражается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной поддержки ребенку и педагогу, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, позволяют почувствовать свою значимость в развитии своего ребенка, помогают выстроить взаимоотношения внутри семьи. Благодаря методу проектов, удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную образовательную деятельность детей. А это важное условие для полноценной социализации ребенка-дошкольника. Первоначально существовала проблема по привлечению родителей к участию в реализации педагогических проектов с использованием ИКТ. На первом этапе проводилось анкетирование и индивидуальные собеседования для выявления уровня владения ими компьютерными и мультимедийными технологиями. Которая показала, что не смотря на то, что компьютер уже давно вошел в нашу жизнь, в семьях не используется даже малая часть его возможностей. Для устранения этой проблемы необходимо было научить грамотно и, главное, эффективно использовать его для развития и обучения детей в соответствии с поставленными целями. Наша задача заключалась в оказании консультативно-методической помощи родителям и детям приобрести навыки использования работы с информацией для обогащения образовательной культуры. Для решения этих вопросов был разработан алгоритм, по работе над проектом и составлению презентаций, предназначенный для воспитателей, узкопрофильных специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога) и родителей. Данный алгоритм состоит из разделов, каждый из которых раскрывает деятельность отдельно для педагога, родителей и детей. В связи с чем, родители стали более заинтересованы в успехах своих детей и у них появилось стремление всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства. В ходе работы над проектом родители научились анализировать результаты деятельности с детьми, обобщать их, собирать и накапливать информацию (фотоматериалы, познавательную информацию и т. д.). Они стали стремиться к планированию и реализации нетрадиционных форм работы (использование презентаций для сопровождения театральных постановок в семейном театре; составление детских презентаций и презентаций для детей родителями; и т.д.), использовать творческий подход к реализации проектов, развивать у своих детей инициативность, самостоятельность и любознательность. Благодаря этому итоговые мероприятия проходят в эмоционально комфортной, но в тоже время в деловой обстановке, в ходе которой предоставляется возможность высказаться и детям, и родителям, и педагогам. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности. Гармоничное использование современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка позволило участникам образовательного процесса создать такие проекты как: «Щи да каша - еда наша», «Маленькие путешественники или как я провёл лето», « Кукла моей бабушки», «История моей семьи», « Герб моей семьи», «Традиции русской избы», «Приключение волчонка на улице», «Волшебное превращение семечки» и много других с широким применением презентаций. Прикосновение к истории своей семьи вызвало у детей сильные эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствовало бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Значение проекта «История моей семьи» и «Герб моей семьи» было отмечено общественностью Администрации города и мы стали победителями конкурса сайтов, посвящённого Году российской истории в номинации «История моей семьи». В ходе реализации проектов по этнокультурной тематике на доступном уровне дети познакомились с народными играми, народным календарем, с особенностями жизни и быта русского народа, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней, познакомились с русским костюмом, традициями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» стали ближе, понятнее ребенку. Укрепилось сотрудничество с родителями по привитию ребенку интереса и любви к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитанию патриотических чувств. Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности с использованием традиционных и инновационных приемов и методов даёт положительные результаты, а участие взрослых в детских проектах способствует социализации каждого ребенка.

3 комментария:

  1. Материал очень полезен, ярко освещены вопросы социализации детей. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Проектный метод - это одно из приоритетных направлений современной системы образования, где важной задачей является формирование творческой личности.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина Викторовна!
    С интересом прочитала Вашу статью о проектной технологии. Видно, что проведена большая работа в этом направлении и достигнуты положительные результаты.
    Дальнейших Вам спехов!

    ОтветитьУдалить