Конкурс Воспитатель года 2016


Моё эссе


Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности



Думаю, что никто не будет оспаривать тот факт, что воспитывая детей на национальных традициях, мы можем  развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью целого - своего народа, своей страны, научиться уважать  их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить  настоящих патриотов своей Родины.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся пока необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Задержка психического развития и общее недоразвитие речи   накладывают специфические особенности  на развитие процесса познания, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни. Эти дети обладают низкой познавательной активностью, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.  Так же они испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими.
Было отмечено, что у детей недостаточно знаний и представлений о родном городе, о традициях народов Урала. В связи с этим, проблема нравственно – патриотического воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста стала одной из актуальных. 
Основным направлением моей педагогической деятельности является «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» . Работая с детьми с ОВЗ поняла, что  необходимо кардинально изменить организацию педагогического процесса путем выбора наиболее эффективных средств, инновационных и альтернативных форм и методов организации образовательного процесса с учётом особенностей в развитии воспитанников и требований ФГОС ДО. Современной дошкольной организации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки.
Как наиболее целесообразную форму для детей с ОВЗ считаю проектный метод, как средство формирования нравственно-патриотических чувств. Важными задачами для меня становится вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми, т. к. одной из ее особенностей в системе дошкольного образования является то, что ребенок в силу своего небольшого возраста еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Проектная деятельность в ДОУ – это сотрудничество, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи.
Поэтому одним из направлений моей педагогической деятельности является «Приобщение детей дошкольного возраста с ОВЗ к народным традициям Урала через проектную деятельность».
Определены задачи работы:
-  знакомство детей с ОВЗ с культурой страны, народа, родного города: с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, способствующей приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- привитие любви к красоте и мудрости русской речи;
- установление партнёрских отношений с родителями и педагогами по ознакомлению с народными традициями, созданию положительной основы для воспитания патриотических чувств через проектную деятельность.
Знакомя детей с традициями, укладом жизни, бытом, промыслами, а также народными праздниками и обрядами русского народа был разработан алгоритм деятельности над проектом и составлению презентаций ссылка, предназначенный для воспитателей, специалистов ОО, детей и родителей, раскрывающий деятельность каждого участника проектной деятельности.  В связи с чем, родители стали более заинтересованы в успехах своих детей и у них появилось стремление всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства.
Была разработана и апробирована модель деятельности по ознакомлению дошкольников с народными традициями Урала ссылка.   Вся работа по приобщению  детей дошкольного возраста с ОВЗ к народным традициям Урала делится на модули. В ходе проектной деятельности идёт интеграция этих модулей, т.е. в ходе одного проекта мы можем включать все части модулей. Гармоничное использование современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка  позволило участникам образовательного процесса создать такие проекты как: «Любимый Екатеринург», «Щи да каша - еда наша»ссылка, «Маленькие путешественники или как я провёл лето», « Кукла моей бабушки» «История моей семьи»ссылка, « Герб моей семьи», «Традиции русской избы»ссылка, «Приключение волчонка на улице», «Волшебное превращение семечки» и много других  с широким применением презентаций.
Прикосновение к истории своей семьи вызвало у детей сильные эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствовало бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В ходе проекта дети вместе с родителями составляли и изучали генеалогическое древо своей семьи, придумывали и рисовали герб семьи. Итоговое мероприятие прошло в виде презентации. Значение проекта «История моей семьи» и «Герб моей семьи» было отмечено общественностью Администрации города  и мы стали победителями конкурса сайтов, посвящённого Году российской истории  в номинации «История моей семьи».
Основная цель проекта "Традиции русской избы",  разработанного совместно с музыкальным руководителем и реализованного в нашей группе с привлечением и учителя-логопеда, и музыкального руководителя  состояла в знакомстве детей дошкольного возраста с ОВЗ с особенностями жизни и быта русского народа. Дети познакомились с некоторыми обычаями, обрядами, праздниками, традициями русских людей. Проведение народных праздников стало традицией в нашем детском саду. Педагоги стали широко использовать это направление в своей деятельности. 
Реализация проектов по этнокультурной тематике способствовала развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви  к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Укрепилось сотрудничество с родителями по привитию ребенку интереса и любви к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитанию патриотических чувств.
Одно из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенной  развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. Исходя из этого, основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. С учётом вышесказанного в  группе  был создан мини-музей народной старины «Русская изба». Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы (лавка, печь, люлька  и др.).  В «Избе» собраны предметы русского быта: чугунок, ухват, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробудили  в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволило  им ощутить себя частью русского народа. Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. «Русская изба» стала любимым местом пребывания наших воспитанников. Предметы, характерные для русского народного быта развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Большинство основной части ННОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в мини-музее «Избе». Я выступаю в роли хозяйки избы, естественным образом привлекаю детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.). Система НОД в «Избе» включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, знакомство с убранством «избы», с предметами обихода и их использованием.  Часто НОД в «Избе» завершается чаепитием из самовара или, в соответствии с целью, угощением для детей.
В гости к хозяюшке приходят и дети других групп, которые в игровой форме знакомятся с экспонатами избы, народными традициями, с народными играми. 
Для повышения уровня общей культуры и социальной активности родителей проводятся такие мероприятия как: консультации (в том числе на сайте ДОУ): «Как создать герб семьи»ссылка, «Патриотическое воспитание дошкольников»;  родительские собрания «Роль фольклора в развитии детей», «Устное народное творчество в воспитании детей»,  проблемные семинары, тематические выставки, мастер-классы (по изготовлению народных кукол, музыкальных инструментов), индивидуальные беседы, дни открытых дверей, совместная образовательная деятельность, совместное проведение праздников и развлечений для детей. Создан и активно функционировал родительский театр «Теремок». Цель создания родительского театра: развитие взаимодействия детского сада с семьями дошкольников для открытия новых возможностей для совместного творчества. Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познании истории и культуры Родины. Итогом нашей работы  стало проведение праздников и  спектаклей, где педагоги,  родители и дети совместно выбирали или придумывали инсценировки, готовили к ним костюмы, декорации, реквизит, изготовляли кукол, подбирали музыкальное сопровождение. Родители, видя успехи своего ребенка, стали создавать домашние театры и авторские постановки, которые показывались в детском саду. Совместно с родителями была оформлена площадка группы в народном стиле.
Высокая эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной деятельности, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре. У большинства детей выработался устойчивый интерес к знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, чтению русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну.
В результате  проделанной работы у детей появился познавательный  интерес к  культуре своего народа;  сформировался необходимый минимум исторических знаний;  сформировались чувства национального достоинства;  дети познакомились с традициями русского народа; возросло желание детей продолжить  знакомство с фольклором  русского народа во время свободного досуга; повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры.
Для родителей ценно то, что сущность метода проектов заключается в том, что ребёнок в процессе деятельности осваивает особое умение - самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.
В результате совместной деятельности над проектом родители научились анализировать результаты деятельности с детьми, обобщать их, собирать и накапливать информацию (фотоматериалы, познавательную информацию и т. д.). Они стали стремиться к планированию и реализации нетрадиционных форм работы (использование презентаций для сопровождения театральных  постановок в семейном театре; составление детских презентаций и презентаций для детей и  родителями; и т.д.), использовать творческий подход к реализации проектов, развивать у своих детей инициативность, самостоятельность и любознательность. Благодаря этому итоговые мероприятия  проходят в эмоционально комфортной, но в тоже время в деловой обстановке, в ходе которой предоставляется возможность высказаться и детям, и родителям, и педагогам. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.
Считаю, что созданная в детском саду система по приобщению детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры через проектную деятельность позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и физическому развитию.
По результатам конечного мониторинга, разработанного с учётом ООП ДОУ, программы  О.Л.Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», с учётом  методики Верещагиной Н.В., (Приложение 3) было отмечено, что сумма показателей среднего и высокого уровней формирования нравственности, воспитания любви к Отечеству, уважения к предкам, интерес к самобытной русской культуре у детей с ОВЗ возрос с 16 % до 50%. Проектная деятельность способствовала развитию познавательных интересов, формированию навыков исследовательской деятельности у детей с ОВЗ, самостоятельности; появилось умение планировать свою деятельность, работать в коллективе.
Достижения детей для нас очень ценны:
- 2012г. - Всероссийский конкурс детского рисунка «Хочу стать поваром», Благодарственное письмо;
- Областной конкурс «Фабрика Деда Мороза», Лауреат (Благодарственное письмо)
-2012 - 2014 г. - Городской конкурс «Наши соседи по планете», Сертификаты участников;
- 2012, 2015г. - Городской конкурс «Экология. Управление отходами», Дипломы;
- 2013г. - Районный конкурс чтецов «Живая поэзия», Диплом;
-Фестиваль детского творчества Октябрьского района «Салют талантов», Диплом;
- Районный конкурс «Юный архитектор», Диплом.
Нашу группу посещали дети с тяжёлыми диагнозами, из 12 детей старшей группы разговаривали 4 ребёнка и мы радовались каждому достижению и участию в мероприятиях группы и ДОУ.
Систематически принимаю участие в работе педагогических и методических советов, семинаров (в том числе в Семинаре Октябрьского района «Информационно-образовательная среда ДОУ» с темой выступления: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации  проектной деятельности». А так же в городском семинаре «Использование ИКТ» с темой выступления: «Использование мультипликационной технологии в образовательном процессе для детей с ОВЗ»).
Опыт моей педагогической деятельности обобщён и представлен в виде статей:
Сборник «Инновационные процессы в образовании»
- 2012 г. - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры»;
- 2015 г. - «Проект «Куклы наших бабушек».
Педагогические чтения:
- 2011г. - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры»;
- 2015 г. - «Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей с ЗПР».
Принимала участие в различных конкурсах.
- 2013 г. - Городской конкурс сайтов, посвящённый году Российской государственности - победитель в номинации «История моей семьи» ;
- 2014 Городской конкурс «Медиообразование в условиях введения новых ФГОС» (Благодарственное письмо);
- Городской фестиваль творческих возможностей педагогов «Большая перемена» Лауреаты 2013-2015г. (Дипломы, Грамота);
- Участие в акции «Открытый урок чтения»: 2012 - «История письменности», 2013 – «По сказам П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Имею следующие награды:
- 2010 г - Благодарственное письмо Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга;
- 2012 г.,2014,  2015г.- Почетная грамота Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга;
-2014 год - Почётная грамота Администрации города Екатеринбурга.
-В 2012 году присвоено звание «Ветеран труда», серия Т-IV № 085181









Фото интервью с I очного этапа

- Вместе с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышлёный погляжу...
- А как вас мама ласково называет?


Готовимся к купанию младенца:
кладём угольки, чтобы малыш привыкал к домашнему теплу...



Кладём зерно, чтобы в сытости жил...


 С гуся вода, с Егорушки худоба...



Собираем разрезные картинки, чтобы узнать, какая куколка спряталась в сундуке


Игра "Как у тётушки Арины..."




Игра с ложками

 Играем куколками из ложек, которых сделали сами

9 комментариев:

  1. Желаем творческих успехов и ПОБЕДЫ!!

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Соляник12 марта 2016 г. в 07:25

    Молодец!!! Так держать!

    ОтветитьУдалить
  3. ИРОЧКА ТЫ НАСТОЯЩИЙ ТАЛАНТ!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Очень важная и полезная тематика проводимой работы, в наше время оторванности от корней необходимио приобщать детей к традициям и культуре предшествующих поколений. Ваша работа в данном направлении очень актуальна и достойна уважения. Так держать!

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина Викторовна! Вы очень светлый человек! Ваше доброе, теплое отношение к детям, к людям, ко всему и есть Ваш успех! Я горжусь тем, что имею честь знать такого искреннего и замечательного человека! Удачи Вам во всем!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Соблюдение культурных традиций - это основа полноценного развития ребенка.

    ОтветитьУдалить
  7. Желаем победы в городском конкурсе!

    ОтветитьУдалить