Моё эссе
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
Думаю, что никто не будет оспаривать тот
факт, что воспитывая детей на национальных традициях, мы можем развить у них национальное самосознание, дать
ребенку почувствовать себя частью целого - своего народа, своей страны,
научиться уважать их, ценить прошлое и
настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
В связи с введением с 1 сентября 2013
года в действие нового «Закона об
образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым
уровнем общего образования. Оно остаётся пока необязательным, но существенным
образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню
развития ребёнка.
Задержка психического развития и общее недоразвитие речи накладывают специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку
ребенка-дошкольника в социальной жизни. Эти дети обладают низкой познавательной
активностью, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире
и практических навыков, соответствующих возрасту. Так же они испытывают трудности, связанные с
установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со
сверстниками и окружающими.
Было отмечено, что у детей недостаточно знаний и
представлений о родном городе, о традициях народов Урала.
В связи с
этим, проблема нравственно – патриотического воспитания детей с ОВЗ дошкольного
возраста стала одной из актуальных.
Основным направлением моей педагогической деятельности является «Приобщение
детей к истокам русской народной культуры» . Работая с детьми с ОВЗ
поняла, что необходимо кардинально
изменить организацию педагогического процесса путем выбора наиболее эффективных
средств, инновационных и альтернативных форм и методов организации
образовательного процесса с учётом особенностей в развитии воспитанников и
требований ФГОС ДО. Современной дошкольной организации требуются такие методы
организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную,
самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Дошкольнику
необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты
исследовательские, рефлексивные навыки.
Как наиболее целесообразную форму для детей с ОВЗ
считаю проектный метод, как средство формирования нравственно-патриотических
чувств. Важными задачами для меня становится вовлечение детей в
социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс
познания, стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его
социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных
навыков. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и
воспитанию, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения
сотрудничества между детьми и взрослыми, т. к. одной из ее особенностей в
системе дошкольного образования является то, что ребенок в силу своего
небольшого возраста еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Проектная деятельность в
ДОУ – это сотрудничество, в котором принимают участие дети, педагоги, а также
родители и другие члены семьи.
Поэтому одним из направлений моей педагогической
деятельности является «Приобщение детей дошкольного возраста с ОВЗ к народным
традициям Урала через проектную деятельность».
Определены задачи работы:
- знакомство
детей с ОВЗ с культурой страны, народа, родного города: с народными обычаями,
обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- создание развивающей предметно-пространственной среды
в группе, способствующей приобщению детей дошкольного возраста к народной
культуре;
- привитие любви к красоте и мудрости русской речи;
- установление партнёрских отношений с родителями и
педагогами по ознакомлению с народными традициями, созданию положительной
основы для воспитания патриотических чувств через проектную деятельность.
Знакомя детей с традициями, укладом
жизни, бытом, промыслами, а также народными праздниками и обрядами русского народа
был разработан алгоритм деятельности над проектом и составлению презентаций ссылка, предназначенный для воспитателей, специалистов ОО, детей и
родителей, раскрывающий деятельность каждого участника проектной деятельности. В связи с чем, родители стали более
заинтересованы в успехах своих детей и у них появилось стремление всячески
помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства.
Была разработана и апробирована модель деятельности
по ознакомлению дошкольников с народными традициями Урала ссылка. Вся работа по приобщению детей дошкольного возраста с ОВЗ к народным
традициям Урала делится на модули. В ходе проектной деятельности идёт
интеграция этих модулей, т.е. в ходе одного проекта мы можем включать все части
модулей. Гармоничное использование современных технологий с традиционными
средствами развития ребёнка позволило
участникам образовательного процесса создать такие проекты как: «Любимый
Екатеринург», «Щи да каша - еда наша»ссылка, «Маленькие путешественники или как я
провёл лето», « Кукла моей бабушки» «История моей семьи»ссылка, « Герб моей семьи»,
«Традиции русской избы»ссылка, «Приключение
волчонка на улице», «Волшебное превращение семечки» и много других с широким применением презентаций.
Прикосновение к истории своей семьи
вызвало у детей сильные эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться
к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по
данному вопросу способствовало бережному отношению к традициям, сохранению
семейных связей. В ходе проекта дети вместе с родителями составляли и изучали
генеалогическое древо своей семьи, придумывали и рисовали герб семьи. Итоговое
мероприятие прошло в виде презентации. Значение проекта «История моей семьи» и
«Герб моей семьи» было отмечено общественностью Администрации города и мы стали победителями конкурса сайтов,
посвящённого Году российской истории в
номинации «История моей семьи».
Основная цель проекта "Традиции
русской избы", разработанного совместно
с музыкальным руководителем и реализованного в нашей группе с привлечением и
учителя-логопеда, и музыкального руководителя
состояла в знакомстве детей дошкольного возраста с ОВЗ с особенностями
жизни и быта русского народа. Дети познакомились с некоторыми обычаями,
обрядами, праздниками, традициями русских людей. Проведение народных праздников стало традицией в нашем детском саду. Педагоги стали широко использовать это направление в своей деятельности.
Реализация проектов по этнокультурной
тематике способствовала развитию познавательных способностей у детей,
формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, интерес к
самобытной русской культуре. Укрепилось сотрудничество с родителями по привитию
ребенку интереса и любви к истории, культуре, обычаям и традициям своего
народа, воспитанию патриотических чувств.
Одно из условий ознакомления детей
дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа
средового подхода, предполагающего создание обогащенной развивающей предметно- пространственной среды,
обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. Исходя из
этого, основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а
возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного
познания. С учётом вышесказанного в группе был создан мини-музей народной старины
«Русская изба». Мы постарались
воссоздать основные детали и обстановку русской избы (лавка, печь, люлька и др.).
В «Избе» собраны предметы русского быта: чугунок, ухват, самовар,
деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.
Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта
пробудили в душе ребёнка
любознательность, чувство прекрасного, что позволило им ощутить себя частью русского народа. Детям
очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу,
самим растолочь в ступе зерно. «Русская изба» стала любимым местом пребывания
наших воспитанников. Предметы, характерные для русского народного быта
развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Большинство
основной части ННОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в
мини-музее «Избе». Я выступаю в роли хозяйки избы, естественным образом
привлекаю детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.).
Система НОД в «Избе» включает в себя активное знакомство детей с устным
народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, знакомство с
убранством «избы», с предметами обихода и их использованием. Часто НОД в «Избе» завершается чаепитием из
самовара или, в соответствии с целью, угощением для детей.
В гости к хозяюшке приходят и дети
других групп, которые в игровой форме знакомятся с экспонатами избы, народными
традициями, с народными играми.
Для повышения уровня общей культуры и
социальной активности родителей проводятся такие мероприятия как: консультации
(в том числе на сайте ДОУ): «Как создать герб семьи»ссылка, «Патриотическое
воспитание дошкольников»; родительские
собрания «Роль фольклора в развитии детей», «Устное народное творчество в
воспитании детей», проблемные семинары,
тематические выставки, мастер-классы (по изготовлению народных кукол,
музыкальных инструментов), индивидуальные беседы, дни открытых дверей, совместная
образовательная деятельность, совместное проведение праздников и развлечений
для детей. Создан и активно функционировал родительский театр «Теремок». Цель
создания родительского театра: развитие взаимодействия детского сада с семьями
дошкольников для открытия новых возможностей для совместного творчества.
Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет большую
воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познании
истории и культуры Родины. Итогом нашей работы стало проведение
праздников и спектаклей, где педагоги,
родители и дети совместно выбирали или придумывали инсценировки,
готовили к ним костюмы, декорации, реквизит, изготовляли кукол, подбирали
музыкальное сопровождение. Родители, видя успехи своего ребенка, стали
создавать домашние театры и авторские постановки, которые показывались в
детском саду. Совместно
с родителями была оформлена площадка группы в народном стиле.
Высокая эмоциональная насыщенность
непосредственно образовательной деятельности, постоянная опора на интерес - все
это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о
русской народной культуре. У большинства детей выработался устойчивый интерес к
знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, чтению
русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости за свой народ,
свою страну.
В результате проделанной работы у детей появился
познавательный интерес к культуре своего народа; сформировался необходимый минимум
исторических знаний; сформировались
чувства национального достоинства; дети
познакомились с традициями русского народа; возросло желание детей
продолжить знакомство с фольклором русского народа во время свободного досуга;
повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры.
Для родителей ценно то, что сущность
метода проектов заключается в том, что ребёнок в процессе деятельности
осваивает особое умение - самостоятельно приобретать новые знания в процессе
решения жизненных проблем.
В результате совместной деятельности над
проектом родители научились анализировать результаты деятельности с детьми,
обобщать их, собирать и накапливать информацию (фотоматериалы, познавательную
информацию и т. д.). Они стали стремиться к планированию и реализации
нетрадиционных форм работы (использование презентаций для сопровождения
театральных постановок в семейном
театре; составление детских презентаций и презентаций для детей и родителями; и т.д.), использовать творческий
подход к реализации проектов, развивать у своих детей инициативность,
самостоятельность и любознательность. Благодаря этому итоговые мероприятия проходят в эмоционально комфортной, но в тоже
время в деловой обстановке, в ходе которой предоставляется возможность
высказаться и детям, и родителям, и педагогам. Кроме того, во время работы над
проектом устанавливаются партнерские отношения между всеми участниками
образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг
друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным
приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности,
искренности.
Считаю, что созданная в детском саду система по
приобщению детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры через проектную
деятельность позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому
ребенку, способствует его полноценному психическому и физическому развитию.
По
результатам конечного мониторинга, разработанного с учётом ООП ДОУ,
программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханёвой
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», с учётом методики Верещагиной Н.В., (Приложение 3)
было отмечено, что сумма показателей среднего и высокого уровней формирования
нравственности, воспитания любви к Отечеству, уважения к предкам, интерес к
самобытной русской культуре у детей с ОВЗ возрос с 16 % до 50%. Проектная
деятельность способствовала развитию познавательных интересов, формированию
навыков исследовательской деятельности у детей с ОВЗ, самостоятельности;
появилось умение планировать свою деятельность, работать в коллективе.
Достижения
детей для нас очень ценны:
-
2012г. - Всероссийский конкурс детского рисунка «Хочу стать поваром», Благодарственное письмо;
- Областной конкурс «Фабрика
Деда Мороза», Лауреат (Благодарственное письмо)
-2012 - 2014 г. - Городской
конкурс «Наши соседи по планете», Сертификаты участников;
- 2012, 2015г. - Городской
конкурс «Экология. Управление отходами», Дипломы;
- 2013г. - Районный конкурс
чтецов «Живая поэзия», Диплом;
-Фестиваль детского
творчества Октябрьского района «Салют талантов», Диплом;
- Районный конкурс «Юный
архитектор», Диплом.
Нашу
группу посещали дети с тяжёлыми диагнозами, из 12 детей старшей группы
разговаривали 4 ребёнка и мы радовались каждому достижению и участию в
мероприятиях группы и ДОУ.
Систематически принимаю участие в работе
педагогических и методических советов, семинаров (в том числе в Семинаре
Октябрьского района «Информационно-образовательная среда ДОУ»
с темой выступления: «Взаимодействие с родителями
в ходе реализации проектной деятельности».
А так же в городском семинаре «Использование ИКТ» с темой выступления:
«Использование мультипликационной технологии в
образовательном процессе для детей с ОВЗ»).
Опыт моей педагогической деятельности обобщён и
представлен в виде статей:
Сборник «Инновационные процессы в образовании»
- 2012 г. - «Приобщение детей дошкольного возраста к
истокам русской национальной культуры»;
- 2015 г. - «Проект «Куклы наших бабушек».
Педагогические чтения:
- 2011г. - «Приобщение детей дошкольного возраста к
истокам русской национальной культуры»;
- 2015 г. - «Использование проектной деятельности в
социально-личностном развитии детей с ЗПР».
Принимала участие в различных конкурсах.
- 2013 г. - Городской конкурс сайтов, посвящённый году
Российской государственности - победитель в номинации «История моей семьи» ;
- 2014 Городской конкурс «Медиообразование в условиях
введения новых ФГОС» (Благодарственное письмо);
- Городской фестиваль творческих возможностей
педагогов «Большая перемена» Лауреаты 2013-2015г. (Дипломы, Грамота);
- Участие в акции «Открытый урок чтения»: 2012 -
«История письменности», 2013 – «По сказам П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Имею следующие награды:
- 2010 г - Благодарственное письмо Администрации
Октябрьского района г. Екатеринбурга;
- 2012 г.,2014, 2015г.- Почетная грамота Администрации
Октябрьского района г. Екатеринбурга;
-2014 год - Почётная грамота Администрации города
Екатеринбурга.
-В 2012 году присвоено звание «Ветеран труда», серия Т-IV № 085181
Фото интервью с I очного этапа
- Вместе с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышлёный погляжу...
- Вместе с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышлёный погляжу...
- А как вас мама ласково называет?
Готовимся к купанию младенца:
кладём угольки, чтобы малыш привыкал к домашнему теплу...
Кладём зерно, чтобы в сытости жил...
С гуся вода, с Егорушки худоба...
Собираем разрезные картинки, чтобы узнать, какая куколка спряталась в сундуке
Игра "Как у тётушки Арины..."
Игра с ложками
Играем куколками из ложек, которых сделали сами
Желаем творческих успехов и ПОБЕДЫ!!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьМолодец!!! Так держать!
ОтветитьУдалитьИРОЧКА ТЫ НАСТОЯЩИЙ ТАЛАНТ!!!
ОтветитьУдалитьОчень важная и полезная тематика проводимой работы, в наше время оторванности от корней необходимио приобщать детей к традициям и культуре предшествующих поколений. Ваша работа в данном направлении очень актуальна и достойна уважения. Так держать!
ОтветитьУдалитьИрина Викторовна! Вы очень светлый человек! Ваше доброе, теплое отношение к детям, к людям, ко всему и есть Ваш успех! Я горжусь тем, что имею честь знать такого искреннего и замечательного человека! Удачи Вам во всем!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьСоблюдение культурных традиций - это основа полноценного развития ребенка.
ОтветитьУдалитьЖелаем победы в городском конкурсе!
ОтветитьУдалить