Проект «Традиции русской избы»
Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.
Участники
проекта: дети старшей группы №1, родители, педагоги ДОУ.
Организация
деятельности участников проекта:
Взаимодействие и сотрудничество всех
участников проекта
Введение
в проект.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя
её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру
как свои собственные. Существенным
содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на
протяжении многовековой истории.
Цель проекта : Знакомство с русской
избой, русскими традициями и с предметами домашнего обихода.
Задачи проекта:
Ø познакомить
детей с особенностями жизни и быта русского народа
Ø познакомить детей
с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской
кухней
Ø дать понятия о
традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии,
доброте
Ø дать понятия о
русском костюме
Ø дать понятия о
некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей
Ø прививать любовь
к красоте и мудрости русской речи
Ø расширять
сотрудничество с родителями по привитию ребенку интереса и любви к истории,
культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитанию патриотических чувств
Ø пополнение
уголка «Русская изба» новыми атрибутами.
1часть.
Актуальность проекта.
В период дошкольного возраста начинают
развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со
своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий
путь жизни. Корни этого влияния – в
языке своего народа, в его песнях,
впечатлениях от труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он
живёт. С раннего детства ребёнок
нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт
русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло
своего значения и в настоящее время.
2 часть. Предмет
исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием
(посуда, мебель, игрушки,
музыкальные инструменты, русский костюм
и др.)
3 часть. Формулировка
проблемы.
В нашей группе есть мини-музей «Русская
изба». Детям очень нравится играть в этом уголке, рассматривать посуду, мебель,
утварь, поиграть на ложках. У детей
возникли вопросы: кто же жил в таком
доме? Как люди пользовались прялкой, стиральной доской? Зачем нужна в доме
печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали?
4 часть. Гипотеза.
В таком доме жила семья: мама, папа,
дедушка, бабушка и много детей. Дом назывался изба. Центральное место занимала
печка, которая грела дом. В печи варили еду, на ней грелись. При помощи ухвата
ставили, а затем и вынимали из печки чугуны с картошкой и кашей. В люльке
качали малыша. Все жили дружно, уважали старших и помогали друг другу.
Через родную песню, сказку, овладение
языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые
представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят
в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского
народа.
Виды
детско-взрослого взаимодействия:
Ø игровая
Ø коммуникативная
Ø познавательно-исследовательская
Ø восприятие
художественной литературы и фольклора
Ø конструирование
Ø музыкальная
Ø двигательная
5 часть. Средства
реализации проекта.
Беседы
с детьми.
Рассматривание
иллюстраций на тему жизни в деревне.
Чтение
художественной литературы.
Продуктивная
деятельность
Театрализованные
игры.
Рассматривание
предметов быта и посуды.
Заучивание
потешек, прибауток, закличек.
Использование
русских народных песен и танцев.
Проведение
русских народных игр.
Использование
русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о
народных обычаях и традициях.
Развлечение
для детей
«В гостях у
дедушки Домового»
Посиделки (знакомство с народными играми)
Знакомство
детей с домашней утварью
Конкурс русского костюма
Создание
презентаций для детей и родителей
Принимаем
гостей из других групп
Взаимодействие
с родителями (проведение родительских собраний и консультаций; совместное
проведение праздников и развлечений для детей; пополнение уголка ряжения).
6 часть. Интерпретация
(объяснение результатов)
В нашей группе мы постарались воссоздать основные детали и
обстановку русской избы (лавки, печь, люлька и др.). На полках расставили крынки, самовар,
различную глиняную и деревянную посуду. В избе должно быть просторно, там нет
места лишним вещам, но зато есть все необходимое. Посещая
мини-музей «Русская изба» читаем
сказки, знакомились с убранством
«избы», с предметами обихода и их использованием.
Атмосфера русского уголка и находящиеся там
предметы национального быта пробудили в
душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволило им ощутить себя частью русского народа.
Был
проведён конкурс русского народного костюма.
Проведены
консультации для родителей: «Роль фольклора в развитии детей», «Устное народное
творчество в воспитании детей»
При знакомстве детей с устным народным
творчеством, сказки подбирались яркие и красочные, что позволило детям
рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило,
животные в русских народных костюмах. Это позволило детям знакомиться с элементами костюмов:
сарафан, лапти, сапоги, фартук. Были прочитаны следующие произведения:
«Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крошечка - хаврошечка»,
«Зимовье зверей» и др.
Песенки, потешки, прибаутки я напевала
или рассказывала около люльки, в которой лежала кукла-малышка. Был проведён
конкурс народных костюмов с активным
участием родителей.
Таким образом, через
использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки,
потешки развивается речь детей. Воспитывается любовь к родному краю и даются
первые представления о культуре русского народа.
В образовательной деятельности
«Музыка» дети учились играть на деревянных ложках, трещотках, бубенцах,
разучили танцы с использованием ложек. Всю красоту звучания народных
музыкальных инструментов дети узнали благодаря музыкальному руководителю,
который с огромной любовью подбирал музыкальный материал. Были проведены следующие мероприятия : «В гостях у дедушки Домового»; Посиделки (знакомство с народными играми).
Познакомили детей с дедушкой Домовым,
его «жилищем», которое находится за печкой. Дедушка Домовой большой шутник,
весельчак, затевает с детьми разные игры и забавы. Дети очень дорожат дружбой с
ним. Дедушка Домовой может внезапно
появиться и исчезнуть, что-то подарить ребяткам. Он рассказывает детям много сказок, а хранит их
в особом сундучке. А ещё защищает дом от
всего плохого: старается, чтобы в доме не было слёз, бед и других огорчений.
Впервые дети знакомятся со словом «оберег»
и учатся его изготавливать.
Большой
интерес у детей вызвало знакомство с народными традициями, знакомя детей с
традициями русского народа, мы даём возможность детям познакомиться с историей
народа, с его укладом жизни и народной
мудростью.
Рассматривание печки. Она занимала
центральное место в избе, кормила всю
семь, грела дом. На ней любили погреться старые члены семьи. Если кто заболеет,
залезали на печку, она ещё и лечила. На
печке дедушка или бабушка рассказывали малым деткам сказки или напевали
песенки. Так прослеживалась связь поколений.
Много времени у печки проводила хозяйка.
Ей надо было накормить всю большую семью: дедушку, бабушку, мужа, себя и много
детей. Раньше семьи были многочисленные. Все в семье любили друг друга, уважали
старших, во всём их слушались. Старшие дети присматривали за младшими, а
родители работали в поле или около дома.
Что бы справиться с таким объёмом работы
у хозяйки были помощники: ухват, кочерга, чугуны. Дети внимательно рассматривали все это
предметы, пробовали поработать с ними.
Дел у хозяйки немало, надо за прялку
сесть, да пряжи напрясть, малым и большими членам семьи тёплых вещей навязать.
Познакомить детей , откуда берётся шерсть, потрогать её руками, рассматреть
прялку. Хозяйка избы показывает, как
пряжа набирается на веретено. Проведённые мероприятия на такие темы как :
«Хозяюшкины помощники», «Печка –матушка», «Позолоченная прялица», «Откуда
берётся шерсть?» в полной мере познакомили детей с посудой и домашней утварью.
Приложение 1
Образовательная деятельность « В гостях у дедушки Домового»
Цель: Знакомство
с русской избой, русскими традициями и с предметами домашнего обихода
Программные
задачи:
1.
Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре
русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь,
орудия труда);
2.
Обогащение словарного запаса детей. Слова: ухват, чугунок, Домовой
3.
Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей;
4.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
5.
Продолжать знакомить детей с русским фольклором.
Перед
началом (без детей) навести беспорядок в группе: перевернуть стулья, разбросать
газеты…
Вед.
Входит
в группу вместе с детьми, останавливается
-
Ой, что же случилось? Ни землетрясения, ни слонов здесь не было, никто в группу
не входил, а всё вверх дном…. Кто же здесь безобразничал?
(находит
на полу свиток)
-
А это что? (разворачивает)
«Дорогие
мои суседушки! Довненько смотрел я за вами, да песни и разговоры ваши слушал, но
вот обидно мне стало- поёте вы хорошо, играть умеете, да только забыли о том,
кто хозяин в доме. Веселитесь сами, и никто меня-дедушку Домового не спрашивает
можно вам петь, играть, али нельзя… Ну да ладно… Пойте, веселитесь, сколько
душе угодно. Это вам я разрешаю. Но вот
одной обиды не могу простить - никто меня сегодня не поздравил, гостинца не
подарил, а у меня сегодня день рождения- как –никак 675 лет. Во… Раньше,
бывалоча, годков 100 назад. И накормят, и напоят, да ещё прибаутками и сказками
позабавят… А сейчас-худо дело, совсем забыли дедушку-соседушку. Вот и рассердился
я на вас, решил шуметь и безобразничать… А коли вы и сейчас меня не взвеселите-
и вовсе разбушуюсь. Вот и весь сказ.
Вед.
-Вот
это да! Никогда не получала писем от Домового. Что же нам делать? Давайте
сначала приберёмся в группе. Хоть дедушка-Домовой здесь и набедокурил, а
порядок и красоту он не меньше нашего любит…Ставьте всё на свои места и
приговаривайте :
Хозяинушка-батюшка!
Пошутил и хватит!
|
Дети
всё прибирают, повторяя приговорку с различными интонациями:(сердито, с
укоризной,ласково); с различной силой голоса (тихо, громко) и т.д.
|
Вед.
-Молодцы!
А теперь давайте знакомиться с дедушкой Домовым. И хоть он на глаза людям не
любит показываться, к нам обязательно придёт, потому что мы ему угощенье сейчас
приготовим…
Вед.
(поёт)
Дадим деду каши в красной чаше
Хлеба
краюшку, мёда кадушку.
Пышки
да лепёшки, да свиные ножки…
Ешь,
дед, не тащи, боле каши не проси…
(первый
раз ведущая и дети поют, имитируя движения, второй раз ведущая поёт и достаёт булку, отрезает
краюшку, потом наливает воду в кружку, выкладывает мёд (конфеты) в чашку и
относит всё на подоконник (или в избу).
Вед.
-Дедушка
Домовой. В гости приходи, угощенье забери…
(ПОЯВЛЯЕТСЯ
ДОМОВОЙ)
Вед.
-Здравствуй,
дедушка-Домовой! Заходи смелее, мы тебе угощеньице приготовили…
Домовой:
Спасибо
, суседушки, уважили… Люблю вкусно поести…(съедает кусочек булочки).
Вед.
-Дедушка-Домовой.
У тебя сегодня день рождения, вставай скорее в круг, мы тебе Каравай споём…
КАРАВАЙ
Домовой:
Ох,
спасибо, ребятушки, доставили дедушке радости… А то скучно мне одному было…
Вед.
Дедушка
Домовой, а где же ты живёшь?
Домовой:
-
А живу я, ребятушки, за печкой..
-А
зачем, дедушка, печка нужна?
Домовой
(гладит
печку, приговаривает):
-Печка
то дом обогревает (от натопленной печи в доме тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю
стужу) ;
-
Хлеб в ней пекут вкусный, ароматный. кашу варят, щи - до чего ж хороши, а ещё
на печи старики и дети спят, греются.
-А
вечерами все собирались около печи. Мама вышивала, папа ремонтировал, а бабушка
пряла. И все пели…
-
В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит
и порадует душу! »
Вед.
-
А что это за посуда стоит на печи?
Домовой:
-
Это чугунок, горшок. В них еду то и готовили.
Вед.
Дотрагивается
до чугунка и отдёргивает руку, дует на неё
-
Ой.горячий…
-
Голыми руками чугунок из раскалённой печи не вытащишь! Что же нам поможет?
Домовой:
-
А я сейчас вам покажу помощника (показывает ухват)
Рогатенький
постовой
У
печки, под рукой.
Ему
ничего не надо,
Быть
первым — вот награда.
В
печку ныряет,
А
потом отдыхает. (Ухват)
Не
бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет.
Ухват-
это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставят в печь и достают из неё
горшки, чугунки.
Вед.:
В
чугунке уж каша сварилась. Подставляйте плошки (Дети подставляют ладошки, в-ль
«раздаёт» всем кашу. Дети имитирую еду)
Домовёнок:
-
Ребятушки, а в старину люди не только работали, но и отдыхали, веселились! Даже
ложки превращались в игрушки..
ИГРА
С ЛОЖКАМИ (ложки, ложки, превратитесь в рожки,
ложки,
ложки, превратитесь в серёжки,
ложки,
ложки, превратитесь в ножки,
ложки,
ложки, превратитесь в бабочку.
Вед.:
Ребята,
вставайте в кружок, поиграем с дедушкой Домовым.
Игра
«Как у деда Домового»
Как
у дяда Домового
Было
семеро детей
Они
не пили, не ели
Друг
на друга все глядели
Разом
делали, вот так:
Играюшие
дети встают кругом взявшись за руки, водят хоровод и поют песню. В центре круга
мальчик «Домовой», по окончании её, показывает какое-нибудь действие, связанное
с движением и все участники стоящие в хороводе его повторяют. Не повторивший
движение становится «Домовым» .
Домовёнок:
-Наигрался
я с вами вволю, пора и за печку. Да и вам уже гулять пора….
Вед.:
-
Дедушка-Домовой, а ты нам ещё покажешься?
Домовёнок:
-Я
теперь часто буду вам показываться, до
новых встреч, ребятушки-суседушки…
«Ложка-золоченая»
(образовательная
деятельность для детей совместно
с родителями)
Цель:
укрепление детско-родительских отношений в совместной деятельности.
Задачи:
Обучение
детей украшать изображение ложки формами, располагая аппликацию в центре
черпачка и на конце ручки.
Развивать
навыки вырезывания кругов и овалов из
квадрата и прямоугольника.
Развивать
интерес к художественному творчеству.
Предварительная
работа: чтение художественной литературы; заучивание стихов; подготовка
рисунков на выставку.
Оборудование
и материалы: маленькие столики хохломской росписи со стульями; посуда с
хохломской росписью.
Ход:
Дети
с родителями под музыку проходят в группу, рассаживаются за столики.
Воспитатель: Здравствуйте,
ребята! Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в нашей
гостиной! Вас ждет веселье, смех, игры и песни! Наша встреча
посвящена красавице ложке! Какие ложки вы знаете?
Ответы:
деревянные, металлические и пластиковые.
Звучит
музыка, в группу забегает Жихарка. Начинает искать что-то на столах,
под ними, под стульями.
Воспитатель: Ребята! Да к
нам гость пожаловал! Здравствуй, Жихарка! Что ты все ищешь?
Жихарка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте,
родители! Беда у меня! Была у меня ложка, не простая, а деревянная,
золоченая. Я ей щи хлебал, да кашу ел (разводит руками), а когда
настроение хорошее, то и играл на ней! Да вот моя ложка пропала. Видать ее лиса
унесла.
Воспитатель: Не
расстраивайся ,Жихарка! Только сначала познакомься и поздоровайся с нашими
гостями.
Жихарка: Ой, вас так много – это я со всеми буду
долго здороваться и знакомиться.
Воспитатель: А нам поможет
веселая музыкальная игра «Здравствуйте!»
Игра
«Здравствуйте», «Семь прыжков» под датскую народную мелодию.
Дети
и родители выходят в центр зала. Двигаются по веселую музыку в разных
направлениях, на каждую остановку музыкальной фразы, здороваются с тем, кто
ближе к нему стоит, игра продолжается.
Воспитатель:
Вот ты со всеми и поздоровался! Мы попробуем тебе помочь! Здесь недалеко
развернулась ярмарка, может быть лиса там. Давайте мы отправимся туда и
посмотрим на товары, да и себя покажем.
Ребенок в наряде
Петрушки:
Солнце
яркое встает.
Спешит
на ярмарку народ.
А
на ярмарке товары:
Продаются
самовары…
И
отменные игрушки!
Второй
ребенок:
Я
Петрушка –
Развеселый
мальчуган,
Всегда
весел и пою,
К
вам на встречу я спешу.
Подходи,
народ честной,
За
медный пятак покажу все этак и так.
Петрушки: Идемте к лотку.
Посмотрите, здесь продают посуду, а какую угадайте? (хохломскую).
Ребенок:
Хохлома,
хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Ребенок Купец: Много лет тому
назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски,
покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась
в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село
Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.
Воспитатель: Ребята, а
о чем напоминает вам хохлома? (о прошедшем солнечном лете).
Воспитатель: Жихарка, а
почему ты такой печальный, тебе не понравились ответы детей?
Жихарка:
Нет, дети отвечали хорошо, да только ложки-то я своей так и не нашел.
Воспитатель: Посмотри,
Жихарка, какой-то купец ехал и весь товар рассыпал. Может быть здесь твоя ложка
найдется.
Жихарка: Да тут вся
посуда поломана. Кто тут что разберет.
Воспитатель: Не
переживай, Жихарка, ребята тебе помогут. Правда, дети?
Игра
"Собери целое" - звучит песня «Ложки деревенские»
(музыка, слова и исполнение Елены Соломатиной).
Жихарка: И здесь нет
моей ложки.
Воспитатель: Посмотри,
Жихарка, стоят Матрешки. Давай к ним подойдем.
Матрешки
поют:
Мы
веселые матрешки -
Ладушки-ладушки
(хлопают в ладошки).
На
ногах у нас сапожки –
Топушки-топушки
(топают ножками).
Сарафаны
наши пестры-
Вертушки-вертушки
(кружаться).
Мы
похожи, словно сестры-
Ладушки-ладушки
(хлопают в ладошки).
Воспитатель: Посмотри,
Жихарка, что это они прячут за своими сарафанами?
Матрешки: Сундучок. В нем
собраны ложки. Которые ребята и их родители собирали. (Все рассматривают
ложки из мини-музея)
Воспитатель: Ну что,
Жихарка, и здесь нет твоей ложки. Давай сыграешь с нами в игру.
Игра «Кто
перенесет быстрее кашу» (перенос теннисных мячиков из одной тарелки в
другую).
Воспитатель: Все такие
молодцы! А у меня еще сюрприз - это мастерская. Давайте побудем немного
художниками и распишем вот эти образцы. А наши родители помогут своим ребяткам.
Выбирайте, какие вам нравятся, подумайте, каким узором вы их украсите.
Игра
«Составь хохломской узор» (дидактическая), звучит песня «Хохлома»
Деревянные
ложки —
Постучи-ка немножко.
Хочешь — вальс играй,
А хочешь — суп хлебай!
Постучи-ка немножко.
Хочешь — вальс играй,
А хочешь — суп хлебай!
Воспитатель: А сейчас наши ребята сыграют на ложках! (дети играют на ложках)
Воспитатель:
Мы
гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.
Воспитатель: Жихарка, а что
это за мешок у тебя за спиной?
Жихарка: А я не знаю. Взял с собой в дорогу, да
так ни разу и не взглянул, что там.
Воспитатель: Ой, да здесь
сладостей целый мешок. Глянь, да и ложка, наверное, твоя.
Жихарка: Моя, родная,
точеная, а ручка золоченая (целует свою ложечку). А это вам угощение за
то, что мне многое показали и рассказали. А мне пора домой, меня там Кот с Петей
заждались уже. До свидания!
Воспитатель: До свидания!
Ребенок 1: Золотая
хохлома.
Как
волшебница Жар- птица,
Не
выходит из ума
Чародейка
– мастерица,
Золотая
Хохлома.
И
богата, и красива,
Рада
гостю от души.
Кубки,
чаши и ковши.
Ребенок 2:И
чего здесь только нету:
Гроздья
огненных рябин,
Маки
солнечного лета
И
ромашки луговин.
Всё
вобрала, словно память:
Зорь
червонные лучи
И
узорчатый орнамент
Древнесуздальской
парчи.
Ребенок 3:Листья
рдеют, не редея,
От
дыхания зимы.
Входим
в царство Берендея,
В
мир волшебной красоты.
Резные
ложки и ковши
Ты
разгляди-ка не спеши.
Там
травка вьётся и цветы
Небывалой
красоты.
Ребенок 4:Блестят
они, как золотые,
Как
будто солнцем залитые.
Все
листочки как листочки,
Здесь
же каждый золотой.
Красоту
такую люди
Называют
Хохломой.
Воспитатель:
Ну и нам пора прощаться. Пойдем к себе Жихаркины угощения пробоват
Приложение 2
Развлечение
для детей: «В
гостях у дедушки Домового»
«Посиделки» (знакомство с народными играми)
Знакомство
детей с домашней утварью
Конкурс русского костюма
Развлечение
«На завалинке…»
Продуктивная
деятельность
Сюжетно-ролевые
игры
Комментариев нет:
Отправить комментарий