среда, 27 января 2016 г.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры.

Народ, который не знает своей культуры и истории презрен и         легкомыслим.   
Н.Карамзин

     Цель моей работы –  приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Урала, его истокам; познание быта и традиций предков.
    1 МОДУЛЬ Художественная культура
  Блок 1.  Наш сказочный Урал.  Дети знакомятся со сказами П.П.Бажова и сказками Д. Н. Мамина – Сибиряка, получают элементарные представления о творчестве уральских писателей; знакомятся со сказами и сказками, раскрывающими мир природы, богатство  уральской земли, инсценируют эпизоды сказок.  Во время образовательной деятельности по художественному творчеству создают выразительные образы героев сказок.
  Блок 2.  Добрых рук мастерство.  Детей знакомим с уральской росписью, с историей её возникновения; с произведениями декоративно-прикладного искусства – предметами быта из дерева,  бересты; с основными особенностями уральской народной живописи.
       2 Модуль  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
     Блок 1. Календарно-обрядовые праздники. В нашем дошкольном учреждении детей знакомят с традициями русского народа. Дети получают познавательную информацию о народных праздника , разучивают песни, заклички, народные игры. В ходе таких мероприятий у детей углубляется интерес к культуре своего народа.
    Блок 2. Фольклор Для того чтобы донести до понимания детей красоту и своеобразие русского фольклора, мы широко используем его в образовательном процессе: рассказываем и инсценируем русские народные сказки, исполняем вместе с детьми русские народные песни, прослушиваем народную музыку, заучиваем пословицы, поговорки, патешки,  заклички.  В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
   3 Модуль  Этнокультура
Блок 1.  « В гостях у Хозяюшки». Для ознакомления детей с народным жилищем используются следующие формы: чтение русских народных сказок;
 рассматривание иллюстраций; игры в уголке русской избы; занятия-развлечения « В гостях у Хозяюшки» и др.

 Также знакомим детей с предметами быта
  Блок 2  Народная кукла. В группе создан музей тряпичной народной куклы. Куклы сделаны руками детей, воспитателей и родителей. Изготавливая  народные куклы, дети не только осваивают приёмы изготовления этих кукол, но и знакомятся с историей возникновения каждой куклы, символом  какого обряда она является, почему так называется. Традиционная русская кукла дарит нам тепло и красоту нашей родной истории, украшая быт, сохраняя традиции, прививая детям любовь к Родине и всему доброму.Каждая куколка уникальна и неповторима, сделана с любовью и вдохновением.
Развивающая среда. Первостепенным в нашей работе стало воссоздание неповторимой среды русского быта, с помощью которого ребёнок входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. Собранные предметы русского обихода, образцы народного искусства и творчества мы поместили в « русскую избу», которая стала любимым местом пребывания наших воспитанников. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т.к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. В уголке “Русская изба” дети могут видеть образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовар, расписные прялки, и другие экспонаты, открывающие нам особенности русского быта и творчества.
     Для повышение уровня общей культуры и социальной активности родителей проводятся такие мероприятия как: консультации, родительские собрания, тематические выставки, мастер-классы, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, использование инновационных компьютерных технологий.

В результате  проделанной работы у детей появился познавательный  интерес к  ознакомлению с русской народной культурой;  сформировался необходимый минимум исторических знаний;  сформировались чувства национального достоинства;  дети познакомились с традициями русского народа ; возросло желание детей продолжить  знакомство с фольклором  русского народа во время свободного досуга; повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа. 

3 комментария:

  1. Очень интересная и большая работа проведена педагогом ,по Приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры.

    ОтветитьУдалить
  2. Я полностью согласна с педагогом в том, что детей обязательно нужно приобщать к истокам культуры, только так мы можем вырастить полноценно развитых детей!

    ОтветитьУдалить
  3. В современном обществе стали забывать русскую народную культуру, поэтому данная работа очень важна и нужна!!ибо так мы можем вырастить людей с чувством национального достоинства!

    ОтветитьУдалить